Йога. Путь к независимости

В середине сентября в наш город приезжал известный йогатерапевт Артем Фролов. Артем живет и работает в Санкт – Петербурге, является председателем Санкт-Петербургского йогатерапевтического общества. Врач-кардиолог, фитотерапевт, йогатерапевт, специалист по традиционным системам оздоровления. Практикует хатха-йогу с 1997 года, преподаёт с 2003 года. Автор ряда публикаций по физиологии хатха-йоги.

Темой прошедшего семинара стала «Йогатерапия позвоночника». И, как показало количество участников, тема эта по-настоящему актуальна. Помимо инструкторов йоги, на семинар пришло много докторов, много тех, кто уже занимается йогой, и даже тех, кто не занимался вообще.

О том, что такое йогатерапия, о ее преимуществах, о личном пути в йоге – обо всем этом нам посчастливилось задать Артему несколько вопросов.


- Артем, в чем на Ваш взгляд, отличие йоги от йогатерапии?

В целях! Йогатерапия подразумевает решение более приземленных, «бытовых» задач и часто является первым этапом на пути практики йоги. Человек и в йогу-то часто приходит, потому что его беспокоят проблемы со здоровьем. И то, чем ему приходится заниматься в самом начале – есть йогатерапия.

Йогатерапия – это конкретно простроенные алгоритмы практики, в которых должны отсутствовать техники, способные ухудшить течение имеющегося заболевания, способные причинить урон здоровью. Ведь практика йоги, если она выполняется без учета противопоказаний, может повлиять на состояние здоровья не всегда в лучшую сторону.

То есть из йогатерапевтического алгоритма должны быть исключены практики, которые могут ухудшить течение имеющегося заболевания. И целенаправленно включены методики йоги, которые будут улучшать состояние той или иной системы или органов, с которыми необходимо работать.


- Можете пояснить на примере? 

Например, если у человека есть проблемы с варикозным расширением вен нижних конечностей или органов малого таза, в практику должны включаться совершенно конкретные приемы, которые улучшают этот венозный отток, например, уддияна бандха или наули. А в обычных групповых занятиях эти приемы могут включаться далеко не сразу. И для того, чтобы эффект от йогатерапии был быстрым, алгоритм занятий должен быть простроен именно с прицелом на эти проблемы. Тогда практика может считаться йогатерапевтической, а не общего характера. 

Многие люди приходят в йогу не для достижения каких-то высших целей йоги, а для решения конкретных проблем со здоровьем. Они приходят, как правило, в общую группу начального уровня, начинают заниматься и, в принципе, получается достичь каких-то результатов. Нормализуется сон, нормализуется стул, нормализуется менструальный цикл, улучшается настроение. Люди начинают ощущать себя гармоничнее, пищеварение становится лучше. То есть какие-то проблемы могут уйти и при занятиях в общих группах. Но терапевтический алгоритм как раз и отличается тем, что в него целенаправленно включаются какие-то моменты, которых в общей группе может и не быть. Именно это обеспечивает более быстрый эффект.


- Исторически йога была связана с решением проблем здоровья человека?

Патанджали (основатель йоги, древнеиндийский философ) в «Йога сутрах» первым препятствием на пути йоги называл именно болезнь. А потом уже лень и так далее. Болезнь - это препятствие, с которым сталкивается практически каждый. И только когда оно (это препятствие) преодолено, можно говорить о практике йоги уже как о технологии последовательного психофизиологического развития. Развития себя, как личности, расширения своих возможностей.

Йога – это технология, которая может очень сильно помочь в этом. И решение проблем со здоровьем методами йогатерапии - это первый этап, после которого начинается йога, уже в соответствии со ступенями, описанными Патанджали в «Йога сутрах». Поэтому йогатерапия – это и этапность, и методология.

Практически во всех традиционных школах йоги есть разделы, посвященные именно терапии. Например, Кришнамачарья, один из знаменитых учителей йоги, целенаправленно йогатерапией занимался уже в последние годы. Аштанга-виньяса (динамичный, силовой стиль) – это результат более раннего этапа его преподавательской деятельности. А квинтэссенция его йогатерапевтического опыта – это уже свастха-йога (йога здоровья). Все известные ныне традиции, безусловно, имеют йогатерпевтические пласты.

Сегодня очень широко шагает на западе йога для всех, то есть йога для здоровых. А интерес к йогатерапии только зарождается. И на сегодняшний день там, куда пришла йога (в Европе, в Америке, в России) понимают, что йога – это, конечно, очень здорово, но начинают ее анализировать с позиции современной науки.


- В чем преимущество методов йогатерапии перед стандартными методами лечения позвоночника и других заболеваний?

В первую очередь преимущество йоги перед другими методами развития и лечения – это огромный многотысячелетний опыт. Это древняя традиция, в которой спрессован опыт многих и многих поколений. Методом проб и ошибок эти поколения что-то находили, что-то отфильтровывали, и, в итоге, родилась очень стройная, очень логичная, очень завершенная система. Йогатерапии это тоже касается.

Кроме того, очень важным отличием йоги и йогатерапии от других методов лечения мне видится именно НЕЗАВИСИМОСТЬ. Ведь любой современный метод лечения предполагает зависимость пациента. Так уж сложилось исторически. Очень выгодно, чтобы пациент пришел еще раз – на следующий сеанс массажа, мануальной терапии, тракционных техник (техники вытяжения). Вылечить пациента совсем, чтобы он больше не нуждался в медицинских услугах – это как-то не в правилах современной западной медицины.

Йога этим очень здорово отличается. Йога учит человека обращаться со своим телом, со своей психикой так, чтобы суметь стать более гармоничным (это касается и здоровья тоже). Человек сам учится работать со своим телом так, чтобы лучше себя чувствовать. Это «дополнительное образование», это знание остается с человеком навсегда. А современные западные альтернативны методы лечения – они не остаются с человеком. Они не ориентированы на это. Они ориентированы на то, чтобы человек пришел, лег на тракционный или массажный стол, чтобы ему дали какие-то медикаменты в аптеке. Те же медикаменты закончатся через месяц - и человек придет снова. Или шея у него опять заболит – и он опять придет на тракционный стол. 

Если же его научить делать тракцию шейного отдела самостоятельно и вообще научить разумно обращаться со своим телом, делать какие-то ежедневные практики, которые позволят ему поддерживать состояние здоровья на необходимом уровне – он будет справляться сам. Если научить его, дать ему это знание (ведь йога – это в первую очередь знание, которое помогает человеку быть здоровым, гармоничным), он сможет обходиться своими собственными силами.


- Были ли в вашей личной практике примеры, когда современная западная медицина не могла помочь справиться человеку с какими-то заболеваниями, а йогатерапия – помогла?

Да – были. Но тут, понимаете, проблема в том, что это – не концерт индийской музыки, тут работать надо. И многие люди, к сожалению, не готовы взять на себя ответственность за свое здоровье. Они очень любят перекладывать ее на кого-нибудь, например, на доктора. Придти и сказать: «Доктор, помоги!». Свалить на него свои проблемы – и пусть он как-нибудь разбирается. И доктор, в силу своих способностей, начинает разбираться.

Доктор спрашивает: «На что вы готовы пойти для достижения цели?». Пациент отвечает: «Я готов купить лекарства и пить их». Собственно к этому в основном и сводятся современные отношения медицины с пациентом. Это не потому, что современная медицина плохая. На самом деле, на сегодняшний день современной наукой достигнуты просто умопомрачительные вершины знаний о человеческом теле. Умопомрачительные глубины биохимии, физиологии, строения клетки, генома и так далее – просто фантастика! Другое дело, что пациенты не хотят брать на себя ответственность за свое собственное здоровье. Но при таком отношении, врач для пациента может сделать не так уж много.


- Поясните?

Есть такая медицинская притча. Врач говорит больному: «Нас трое – ты, я и болезнь. Если мы с тобой объединимся против болезни, мы ее победим. Если ты объединишься с болезнью, я сделать ничего не смогу». То есть, чтобы объединиться врачу с пациентом, пациент тоже должен начать что-то делать. Он должен начать работать. Он должен менять образ жизни, изменить питание. Каждый день расстилать коврик и что-то делать. Поэтому, если человек приходит в йогу – это уже означает, что ситуация начала меняться.

То есть человек созрел, чтобы встать против болезни. Не холить свою болезнь, не лелеять, не использовать ее как повод, чтобы себя пожалеть, чтобы окружающие его пожалели, а начать реально работать каждый день. И неудивительно, что люди, например, с теми же межпозвоночными грыжами, обойдя большое количество неврологов, мануальных терапевтов и получив только временный эффект, просто устают ходить по этому бесконечному кругу. И тогда они приходят в йогу и начинают вкладывать свое свои силы, время, думать, пытаться всем этим овладеть, понять. Они работают, занимаются - и тогда болезни деваться некуда, она начинает уходить. И тут заслуга не только йоги.Во многом заслуга того человека, который, наконец, меняет свое отношение к болезни и начинает сам что-то делать. 


- Но есть же лечебная физкультура. В чем разница?

Йога, с точки зрения здоровья, несравнима с голой медикаментозной терапией, даже с мануальной терапией (ведь человек тоже зависим от мануального терапевта). Даже с западной лечебной физкультурой йога несравнима, потому что йога гораздо глубже. Многое в современной лечебной физкультуре заимствовано из йоги. Откройте любой учебник по ЛФК, вы обязательно там найдете то, что давным-давно в йоге используется.

Кроме того в йоге есть много вещей, которых в западной лечебной физкультуре вы никогда не найдете. В йоге очень хорошо проработаны техники глубокой релаксации, сосредоточения, нормализации психоэмоционального фона. Это то, чего в западной медицине нет, и то, о чем там даже не очень-то и задумываются. Поэтому неудивительно, что существует много примеров, когда человек безуспешно ходит по невропатологам, а потом начинает заниматься йогой, и ситуация сдвигается. Но это заслуга не только йоги, но и самого человека.


- Как Вы сами пришли в йогу (ведь Вы по образованию врач-кардиолог)?

Я занялся йогой еще будучи студентом. Как и большинство людей чувствовал себя довольно паршиво. Были проблемы с позвоночником, были очень большие проблемы с самоощущением. Попалось объявление на столбе. Это был 97 год, йога ютилась по подвалам, спортзалам. Массовости, такой как сейчас, конечно не было. Мне повезло – попал к адекватному человеку (дай Бог ему здоровья на многие многие годы!) – Виктору Павловичу Медведеву. Он до сих пор преподает йогу в Санкт-Петербурге. Человек очень серьезный, бывший военный моряк с двадцатилетним опытом практики йоги. Он мне без лишних слов дал понять: будешь заниматься, значит в твоей жизни что-то изменится. Нет – вот двери, и ступай себе. Никто мне ничего не навязывал, я сам напросился и начал заниматься.

- Как познакомились с йоготерапией?

Что касается йогатерапии, у меня в первое время была некоторая проблема. Йога ведь традиционно вещь метафизическая и эффекты йоги объясняются с позиции метафизики. В йоге существует своя мистическая анатомия и физиология, которая объясняет все движениями энергии, наличием чакр, энергетических каналов и т.д. То есть некая система координат, которой оперировали древние йоги. И она сохранилась до сих пор. По нашим меркам этот понятийный аппарат, конечно, устаревший, не очень подходящий. Но я честно взял его за основу, хотя в то время учился на 6 курсе Медицинского Университета и медицина мне страшно нравилась, я обожал ее не меньше, чем сейчас. И у меня были постоянные попытки объяснить то, что происходит со мной во время практики с точки зрения анатомии, физиологии, каких-то рефлексов. Но я все время эти мысли гнал и пытался почувствовать движение энергий, подъем кундалини и открытие чакр. Честно пытался делать это где-то лет пять.

В итоге - все это примирилось во мне как-то само собой, когда уже стали всплывать внятные рациональные интерпретации того, что происходит с человеком, когда он, например, практикует глубокую релаксацию. Что в это время происходит с нервной системой, как взаимосвязаны скелетная мускулатура и головной мозг, какие позитивные эффекты несет релаксация с точки зрения биохимии. То есть это было все понятно с точки зрения физиологии, которую я всегда очень любил. Мне вообще стало интересно на эту тему ДУМАТЬ. Я стал думать и не могу остановиться до сих пор. Все думаю и думаю на эту тему...


- К чему пришли?

На сегодняшний момент, я пришел к тому, что на самом деле противоречия никакого нет. Если системы истинны, они не должны противоречить друг другу. Они просто отражают разные грани одной и той же реальности.

Мы на самом деле, живем в очень интересное время, когда бешеным темпом развиваются знания, идет интеграция древних человеческих знаний и знаний современных. В полном доступе находятся древние труды, которые ранее были закрыты. Йога с современной биохимией, физиологией, медициной прекрасно интегрируется.


- Но есть ведь разные направления йоги, как выбрать среди этого множества?

Я считаю, йога должна быть для себя. Тот же Кришнамачарья для всех йогу преподавал по-разному. На мой взгляд, если инструктор адекватный, йога должна интересовать его в целом. И он должен заниматься у разных людей и брать у них то, что ему нравится, подходит, помогает какие-то его конкретные проблемы решить, то, что ближе к душе – это неизбежный процесс. Каждый берет понемногу у всех. И у каждого, в итоге, складывается что-то свое, какая- то своя мозаика, свое видение практики. Дальше он начинает преподавать эту свою мозаику уже своим ученикам. И они уже тоже в свою очередь выбирают то, что им подходит.

Кто-то берет несколько кусочков, кто-то берет всю мозаику целиком (это редкость), кто-то берет один кусочек и идет дальше - собирать. И так каждый собирает что-то свое. Это, я считаю, самый разумный подход. Можно, конечно, какое-то время быть в традиции, быть в системе, можно оттуда многое взять.

Например, в школе Б. К. С. Айенгара можно взять детальную техническую отстройку асан, работу с пропсами. В Аштанга-виньясе – практику уджай - дыхания, оказывающую массу позитивных эффектов на нервную систему, на головной мозг, на кровообращение. Так что надо заниматься, учиться, трудиться!


- Обязательно ли преподавателю йоги иметь действительно серьезные, основательные знания по медицине?

Ну не знаю, насколько основательные. Возможно, высшее медицинское образование и необязательно для преподавателя йоги. Но, во-первых, преподаватель хатха-йоги работает с человеческим телом. Тело основной инструмент хатха-йоги, работая с которым, мы вызываем изменения в этом теле (и в сознании тоже). А работать с инструментом, не зная его устройства, чревато последствиями ( и примеров тому – масса). А во-вторых, если стремиться к повышению своей квалификации, как преподавателя, то вполне очевидно, что надо развиваться в этом направлении. И это, к счастью, сейчас уже понятно всем.


- Для Вас лично йога – что это такое?

Йога для меня – это система древних научных знаний, которая сложилась тысячелетия назад. Наука, которая систематизировала методы работы человека с собой, для того, чтобы гармонизировать человека внутри самого себя и гармонизировать его с окружающим миром. На начальном этапе – хотя бы просто почувствовать себя нормально. И уже после этого - расширение своих возможностей, как человека, как существа, обладающего сознанием. Ведь можно осознавать ничтожно мало, а можно - гораздо больше. Можно как-то оперировать этим, делать какие-то выводы, совершать какие-то поступки на благо окружающему миру.


- Какую литературу о йоге Вы посоветуете прочесть новичкам?

Что касается литературы, честно сказать, даже не знаю, что и посоветовать. Потому что, на мой взгляд, хороший учебник по физиологии вполне можно рассматривать как книгу по йоге. Что касается хороших переведенных на сегодняшний день книг – мой ответ будет стандартным. Это, конечно же, « Прояснение йоги» Б. К. С. Айенгара. Эта книга, действительно, совершила переворот, прорыв в сознании русских йогов, ее необходимо иметь на полке каждому.
Еще мне лично нравится «Сердце йоги» Дешикачара.

А вообще-то, потихоньку, кусочками, последние несколько лет я читаю «Йога сутры» с комментариями Вьясы. Это тоже книга, которую надо изучать каждому. Остальные книги описывают методологию, технологию. А «Йога Сутры» - это книга, к которой каждому нужно придти. Но каждый ее интерпретирует по-своему, как и любую другую серьезную книгу (Библию, например). «Йога Сутры» каждый понимает по-своему, каждый находит в ней свое, и это, наверное, правильно.

- Спасибо за увлекательную беседу, до новых встреч!