«Мула Бандха вызывает соединение Праны и Апаны, а также Нады и Бинду. Это принесет совершенство в Йоге. На этот счет нет никаких сомнений». Сатмарама. Хатха Йога Прадипика. XV в.н.э.
Гормональная йога была известна, по легендам, ещё в древности. В трактатах по йоге есть упоминания о царях, которые сохраняли активное здоровье до 80 лет и даже больше — это в эпоху отсутствия лекарств и хирургии, когда средняя продолжительность жизни по Индии была в два раза ниже. Что же такое делали цари, чтобы оставаться молодыми, наслаждаться любовными утехами и воевать с соседями как можно дольше? Читали секретные мантры? Совершали суровые аскезы и как результат получали исполнение заветных желаний в дар от богов? Судя по легендам, и это тоже, но главный «инструмент омоложения» — в те дни совершенно недоступный простым гражданам — проще и изящнее.
Это практики подъёма, направленной вниз праны (жизненной энергии) Апаны. Апана начинает активнее течь вниз и рассеиваться примерно с 22 (+ - 2 года) лет, когда в основном прекращается рост и становление организма. В этом возрасте (после 24 лет) представителям высших каст рекомендовалось жениться. И чтобы сохранить род, и потому, что нижние центры организма (нижние чакры) получают дополнительную энергию. Естественным образом организм перестаёт строить сам себя, и готовится к передаче генов следующему поколению. Понятно, что человек — не животное, и одним предложением рода смысл жизни, вероятно, не исчерпывается! Почему бы не использовать практики, которые «обманывают» естественные процессы деградации, ограничивающий срок жизни и возраст, до которого вы можете активно радоваться жизни?
С воздействием асан на гормональную систему всё просто: нужно делать комплексы асан, составленные так, что воздействие на эндокринные железы гармонично и сбалансировано. Обычно рекомендуется воздействие снизу вверх, т.е. Сначала делаются асаны на Муладхара-чакру (такие, как Хануманасана или Тадасана), затем позы на Свадхистхана-чакру (Падахастасана и др.), и так далее, а в самом конце комплекса по хатха-йоге — стойка на голове. Схема пран приведена внизу статьи.
Воздействие на омолаживающие механизмы тела наиболее мощно в результате следующих практик, работающих не с эндокринными железами (через асаны), а с потоками энергии здоровья (Праны) в организме — через воздействие дыхательными практиками (пранаямами) в сочетании с мудрами, бандхами, и даже теми же асанами. Пример такой практики — Випарита Карани Асана-мудра.
Итак, практики, препятствующие рассеиванию Апаны, в целом следующие (некоторые из них очень просты в освоении):
1. Ашвини-мудра и Мула-бандха. Это мышечно-энергетический замОк, который прямо, грубо, активно подавляет течение энергии вниз — нисходящий поток Апаны. Ашвини-мудра — это первый уровень практики, Мула-бандха — продвинутый. Эти практики можно делать как отдельно, так и параллельно с асанами (если специально не указывается иначе). Почти все асаны йоги можно делать с Мула-бандхой (МБ) или Ашвини-мудрой (АМ). Особенно важно держать «стальную» (плотную) Мула-бандху во время Сурья-намаскара (СН) — приветствия Солнцу, и практики силовых асан: тогда они не расходую энергию, а накапливают её. Проверить эффект крайне просто: сделайте 6-12 кругов комплекса СН с применением АМ или МБ, и понаблюдайте свои ощущения. Если вы чувствуете лёгкую усталость, или вообще выбились из сил — что-то вы делаете не так, и вполне возможно, что ошибки именно в применении энергетического замка, как наиболее сложной части упражнения. Если же вы ощущаете прилив сил — можно быть уверенными — практика йоги идёт как надо!
2. Особые жесты пальцев рук — Хаста-Мудры. По легендам, Женщины Древней Индии практиковали только «йогу рук», и при этом добивались практически тех же эффектов, что и мужчины, делая асаны. Дело в том, что Хаста-мудры — это очень мощная и продвинутая практика йоги, она позволяет напрямую работать с потоками Праны, перенаправляя и «окрашивая» их (меняя их «температуру»: горячий\холодный и «характер»: мягкий \ агрессивный) буквально «по щучьему велению, по своему хотению». Конечно, достижение мастерства для получения БЫСТРЫХ, почти моментальных и ощущаемых даже самыми «толстокожими» людьми эффектов потребует вдумчивой практики на протяжении какого-то времени. Но главное начать! Йога пальцев, в отличие от практики асан, совершенно не имеет ограничений по возрасту и состоянию здоровья. Особенно рекомендую по этой теме книгу Гертруды Хирши «Мудры: Йога в ваших руках». Скачать ознакомительную электронную версию книги можно вот по этой ссылке. Особенно заряжает энргией, направляя энергию вверх по позвоночнику, так называемая «Прана-мудра», держать её надо на обеих руках 3-5 минут в день, или сколько есть желание и потребность (схема Прана-мудры).
.Ряд комплексных практик пранаям (особенно в сочетании с бандхами, упомянутыми выше) обладает ярко выраженным омолаживающим эффектом. Это в первую очередь техники, которые либо а) задействуют гипоксический эффект: Бхастрика, Капалабхати, Уддияна-бандха, Нади Шодхана пранаяма, Враджана-пранаяма), либо опять же поднимают энергию вверх, блокируют Апану (это, например, практика Нади Шодхана пранаямы в «Позе лотоса» с удержанием АМ или МБ и Дришти на кончике носа). Боле простая техника, тоже имеющая омолаживающий эффект: Уддияна бандха с АШ или АМ, она просто «взрывает» Апану (а также активизирует Саману, что на физическом плане улучшает пищеварение и ускоряет элиминацию шлаков). Ещё более простая техника: делать Уджайи-пранаяму, сидя в любой медитативной позе йоги (например, в Сукхасане — «Удобной позе», или в полулотосе), и визуализировать восходящий поток энергии по позвоночнику, обязательно удерживания при этом АМ или МБ. Даже начинающие йоги, не обладающие сильной концентрацией, непременно почувствуют мощный прилив энергии от такой практики! Не стоит «жадничать» и делать эту практику «запоем»: при появлении таких побочных эффектов, как беспричинное послабление желудка, сыпь на лице, жар, беспокойство и нарушение сна («сил много — спать не могу, да и не хочу») — практику следует ослабить или прекратить на 1-2 дня, затем продолжить в более умеренном ритме. Обычно бывает достаточно делать эти техники по 10-30 минут в день, редко до часа, чтобы получить желаемые эффекты, без появления побочных.
NB: Практика пранаямы не сочетается с приёмом алкоголя или сильных лекарств, последствия такого сочетания непредсказуемы. Здесь мы работаем фактически с энергией Кундалини, а с этой «священной и яростной змеёй» шутки плохи.
И наконец, простейшая техника работы с Апаной — это АСАНЫ:
- Випарита-карани асана (Перевёрнутая психическая асана) напрямую обращает вспять поток Апаны, смешивая её с Праной, текущей от макушки в центр груди. Соединение потоков энергией происходит в области горла, на эту точку и нужно медитировать (ямочка между ключиц). Более продвинутый вариант этой техники называется Випарита Карани МУДРА и это комплексная техника для продолжающих. Делайте её от 5 до 15 минут каждый день для получения потрясающих эффектов. Адепты йоги, и женщины и мужчины, отмечают сокращение числа седых волос, возрастающую внутреннюю силу в числе других полезных эффектов. Максимальная продолжительность практики Випарита Карани асаны (и мудры) 3 часа.
- Сиршасана — стойка на голове — имеет сходное действие. Обязательное условие для безопасного её выполнения — отменное здоровье шеи и развитые мышцы шеи. К этой позе имеют противопоказания, в том числе повышенное артериальное давление, болезни глаз (такие, как глаукома) — в этом случае практика принесёт пользу только с коррекциями, индивидуально для вас прописанными врачом йогатерапевтом.
- Корректное выполнение Бхуджангасаны — «Позы кобры»: с полностью расслабленным тазом и ногами, но с Мула-бандхой — тоже блокирует Апану и вызывает эффект набора энергии. В классической йоге считается, что это одна из асан для пробуждения резервной жизненной энергии Кундалини. Попробуйте поэкспериментировать с мышечной работой в этой асане для получения наибольшего эффекта наполнения свежими силами в результате её практики. Если же появляется усталость — позу надо править.
Конечно, цель настоящей индийской Йоги — не в том, чтобы продлить жизнь до бесконечности (особенно, если она не отвечает правилам Ямы-Ниямы) — но почему бы не скрасить себе существование? К тому же, именно активное долголетие и избыток силы — наилучшие условия для практики настоящей Йоги. Дополнительно:
1. Связь эндокринной системы с чакральной:
- Муладхара — надпочечники.
- Свадхистхана — половые железы (яички\яичники).
- Манипура — поджелудочная железа.
- Анахата — вилочковая железа.
- Вишуддхи — щитовидная железа.
- Аджна — гипофиз.
- Сахасрара — с шишковидной железой.
2. Пять пран человеческого тела: графическая схема (по С.С. Сарасвати, прив. по: «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»).
По материалам сайта: https://hanuman.ru/blog/yoga-reshayet-problemy/yendokrinnaya-yoga-i-omolozheniye