Свойства пищи и едока

Автор: Михаил Баранов - сертифицированный преподаватель Международной федерации йоги, сертифицированный йогатерапевт, организатор и ведущий преподаватель курса для инструкторов «Йога 108», заместитель главного редактора и постоянный автор международного онлайн-журнала Wild Yogi, организатор международного фестиваля Йога-Радуга.

Мы продолжаем печатать цикл материалов о питании и различных аспектах, с ним связанных. Ведущий этой рубрики Михаил Баранов расскажет вам о базовых характеристиках пищи и того, кто ее употребляет, на которые стоит обращать пристальное внимание, если нас заботит качество процесса поедания чего-либо.


КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ

Согласно Аюрведе, эффект от приёма пищи в основном зависит от восьми следующих аспектов:

  • естественные свойства продукта;
  • способ его приготовления;
  • сочетание с другими продуктами;
  • количество продукта;
  • климат;
  • сезон (внутренний – биоритмы организма, и внешний – природные биоритмы);
  • правила приёма пищи;
  • едок.

Первые четыре пункта относятся к свойствам пищи, пятый и шестой – к свойствам и влиянию окружающей среды на организм, седьмой и восьмой отражают «внутреннюю действительность». Некоторые из этих пунктов уже освещались в предыдущих статьях, но не все. Итак, продолжим. В первой части статьи мы рассмотрим теоретические основы, во второй перейдём к практическим рецептам.


СООТВЕТСТВИЕ ПИТАНИЯ КЛИМАТУ И СЕЗОНУ

Разного рода пища может усиливать или уменьшать влияние климатических факторов на конституционный баланс организма – Викрити. Поэтому в соответствии с сезоном рекомендуется тип питания, ослабляющий нежелательные влияния холода или жары, влажности или сухости и прочих, более специфических местных особенностей климата.

Предпочтение отдаётся продуктам, свойства которых противоположны погодным условиям.

Важно не только знать свойства продуктов, но также уметь правильно их приготовить. Хороший повар, с точки зрения йоги и аюрведы, не тот, кто просто готовит вкусно или даже изысканно, потакая зачастую пагубным пищевым пристрастиям своих родных и знакомых. Мастер традиционной аюрведической кулинарии подобен алхимику. Извлекая из сырого материала его суть и вкладывая в неё любовь и питательную ценность, он может значительно менять первоначальные свойства продукта, правильно подбирая прочие компоненты блюда и способ его приготовления. Сохраняя в пище прану, он также старается существенно облегчить задачу нашему джатхарагни (пищеварительному огню) усвоить эту прану наиболее полноценно. Качественно приготовленная и усвоенная пища несёт в себе положительные санскары («отпечатки» в сознании), формируя в теле «сладкую» расу (психофизическое состояние), так как именно она питает оджас (запас жизненной энергии в теле).

1. В отличие от повара аюрведы, йог активно тренирует и развивает свой джатхарагни, а не только «облегчает усвоение» соблюдая аюрведические предписания. С помощью шаткарм, асан, пранаямы и медитации очищая тело от болезней и поддерживая достигнутое равновесие дош.

Прана, усвоенная совершенным образом, формирует в теле очень устойчивый оджас, способный не только защитить его от болезней, но также пригодный для трансформации в другие формы праны, необходимые для продвижения в практике йоги2.

2. Энергия может быть трансформирована с помощью практик крия кундалини йоги – определённых последовательностей пранаям, мудр и бандх, переданных вам компетентным Гуру, состоящим в линии преемственности мастеров Йоги.

В аюрведической, как и в йогической кулинарии, учитываются не только свойства пищи, но и свойства едока. Повседневный род деятельности и «мощность желудка» – два основополагающих фактора. Как говориться, что отрадно для крановщика, не подходит для танцовщика. В зависимости от конституционального типа, определяющего основной характер метаболизма и джатхарагни, рекомендуется использовать пищу, которая будет подпитывать и стимулировать ослабленную дошу, или наоборот, устранять избыток излишне активной доши, «успокаивая» её соответствующим питанием. Успокаивая или стимулируя, в любом случае необходимо учитывать силу пищеварения. Даже если продукт по своим свойствам подходящий, но вы не можете его полноценно переварить и усвоить, толку будет мало и вместо желанного эффекта возникнет новый дисбаланс.


ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КЛИМАТ

Ослабление или усиление функций дош является естественной реакцией организма на окружающую среду, формой приспособления. Существуют природные биоритмы: смена сезонов, солнечная активность, фазы луны и другие, менее существенные – всё это в совокупности является «внешним климатом», влияющим на организм. Биологические часы и ритм жизни создают «внутренний климат» – суточные биоритмы, которые регулируются дошами. Если эти два «климата» не согласованы, доши расстраиваются, выводя из равновесия организм. Периоды активности дош поочерёдно сменяют друг друга в течение суток. Вата наиболее активна в ночные и предрассветные часы, приблизительно с 2 ночи до 6 часов утра. Затем её сменяет Капха, активизируясь после восхода солнца и ослабевая ближе к полудню. За ней следует Питта, наиболее активная в полуденное и полуночное время. Во второй половине дня снова наблюдается период Ваты. После захода солнца очередь Капхи. В полночь её сменяет Питта. В течение суток наш организм меняет режимы функционирования, принимает, переваривает, усваивает, выводит отходы.

Если наш образ жизни плохо согласуется с суточными биоритмами, возникают дисбаланс и болезни. Например, в целом наиболее благоприятно совершать основной приём пищи в первой половине дня, когда активна Питта. В этом случае пища будет должным образом переварена, затем усвоена в период активности Ваты и потом успешно отложена, как качественный «запас» Капхи. Совершенно иная ситуация, если мы плотно поели перед сном. Вернулись с работы поздно и наша Питта сказала: «Давай-давай!». Полночь – время Питты, однако ночь – время сна и отдыха всех систем организма, в том числе пищеварительной. Существенное количество пищи не будет полноценно переварено и усвоено в это время без ущерба для сна и отдыха. Из недопереваренной пищи Вата доша пытается усвоить всё, что возможно, и удалить не переваренные остатки. Однако ночью мы в большей степени неподвижны, и остатки задерживаются для подкормки бактерий. В результате возникает процесс брожения, образуются излишние газы. Микрофлора кишечника видоизменяется, а из некачественно переваренной и усвоенной пищи формируются некачественные ткани, наполненные токсинами. Выполнив вамана крийю утром, в этом несложно убедиться: излишняя слизь в желудке не заставит себя ждать.

Если ваша конституция вовсе не ярко выраженный Питта-тип, после ваманы вы узрите в чаше «белого друга» также и остатки вчерашней трапезы. Поэтому, чтобы не тратить большую часть своей жизни на борьбу с токсинами, необходимо всё делать вовремя, в соответствии со своей природой. В целом это касается всех видов питания (не только материального): эмоций, концепций, ощущений и впечатлений, в совокупности составляющих непрерывный процесс жизненного опыта. Следует заметить, что регулярно есть по ночам не столь вредно и даже нормально, если вы бодрствуете ночью, а спите днём. Организму свойственно приспосабливаться и подстраиваться под любые режимы, и жить по регулярно повторяющемуся ритму. Хуже, если наш жизненный ритм неравномерен или вовсе хаотичен.


РИТМ ЖИЗНИ

Итак, естественные, здоровые биоритмы организма поддерживаются правильным режимом работы, питания, отдыха и сна. К сожалению, для многих из нас словосочетание «естественные биоритмы» во многом лишено смысла. Увы, большинство людей цивилизованного социума практически лишены возможности регулярно, в одно и то же время, принимать пищу, работать и отдыхать. Немногие из нас способны полноценно ощущать свой организм и контролировать ум, подверженный влиянию рекламы и выхлопных газов. Состояние иммунитета и реакция на окружающую среду, как и привычки, у каждого индивидуальна.

Для эффективной саморегуляции посредством питания необходимо знать две вещи. Какие? Об этом в следующем номере.

www.yogamagazine.ru